user1-img3Глобалистика – это судьба.
(Слова из гимна факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова).
Политическая глобалистика – это учебная дисциплина.

МАГИСТРЫ 2 курс. Задания курса "Национальные особенности политики "мягкой силы"

Практическое задание: все вопросы зачета студенты сдали в виде индивидуальных зачетов по теме в течении семестра.

 

Литература:

  1. Лекции по курсу.
  2. Леонова О.Г. Политика «мягкой силы». Учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2020

При выставлении отчетности по зачету будут учитываться

  1. Посещаемость лекций и семинаров.
  2. Работа на семинарах в течение семестра. Индивидуальные зачеты по пройденным темам.

Студенты, не выполнившие предусмотренный учебным планом объем работы, будут сдавать зачет. (А именно: студенты, не имеющие выступлений на семинарах и не сдавшие индивидуальные зачеты по пройденным темам, будут сдавать зачет согласно расписанию.)

МАГИСТРЫ 1 курс. Задания курса "Глобальные политические процессы"

Форма отчетности:

  • экзамен
  • 3 эссе
  • 3 экспертизы (в форме презентации):
    • страна в составе региональных подсистем Латинской Америки,
    • страна в составе региональных подсистем АТР,
    • страна в составе региональных подсистем Африки.

Зачетные проекты:

«Проблемы и перспективы сотрудничества России с изучаемой страной АТР»

«Проблемы и перспективы сотрудничества России с изучаемой страной Латинской Америки»

«Проблемы и перспективы сотрудничества России с изучаемой страной Африки»

Эссе:

  1. Эссе об изучаемой стране АТР.
  2. Эссе об изучаемой стране Латинской Америки.
  3. Эссе об изучаемой стране Африки.

Экспертиза: «Проблемы и перспективы сотрудничества России с данным регионом глобального мира».

Содержание презентации: (в форме таблицы)

Первая часть: констатирующая.

История региона  и формирования территории.

Государственное и территориальное устройство (АТД) региона, административно-территориальное деление страны;

Географические и климатические условия, природные ресурсы региона. Размеры территории региона, его геополитическое положение, среда обитания.

Народонаселение региона, его динамика (естественная и миграция).

Этнический состав населения, особенности его культурной и религиозной жизни.

Вторая часть: исследовательская.

Проблемные поля региона.

Свободные маркетинговые ниши.

Возможные конкуренты.

Третья часть: экспертная.

Экспертное заключение:

Упущенные возможности.

Перспективы сотрудничества.

Предложения.

        Рекомендуемая литература:

Общая литература:

Восток/Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. /Под ред. А.Д.Воскресенского. М., 2002.

Современные международные отношения / Под ред. А.В.Торкунова, А.В.Малыгина. М, 2012.

Кулматов К.Н., Митрофанова А.В. Региональные аспекты международных отношений. Учебник. М., 2010.

АТР:

Восточная и Южная Азия в современном мире (Внутриполитические и внешние факторы развития). Реф. сб. М.: ИНИОН РАН, 2010.

Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002.

Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. М., 2007.

Стапран Н.В. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе: учеб. пособие. – М: проспект, 2011

Латинская Америка:

Сударев В.П. Геополитика в западном полушарии в начале XXI века. Учебное пособие. М., 2012.

Африка:

Косухин Н.Д. Политология развития африканских стран. М., 2009.

Черная Африка: прошлое и настоящее. М.: Университет Дм. Пожарского, 2016.

БАКАЛАВРЫ 2 курс. Семинары и задания курса "Политическая глобалистика"

Вопросы к семинарам.

Вводный семинар.

I. Политическая глобалистика: понятие, сущность, предметное поле

  1. Что такое «Global Studies» в интерпретации западных ученых?
  2. На какие ключевые группы современная российская научная школа разделяет глобальные исследования?
  3. Что такое «Global Studies» в интерпретации российских ученых?
  4. Дайте определение глобалистики как науки.
  5. Как следует понимать фразу «Глобалистика – это новая интегративная область научного знания»?
  6. Перечислите теоретико-методологического основания глобалистики.
  7. Какие существуют трактовки понятия «политическая глобалистика»?
  8. Приведите определение политической глобалистики.
  9. Что является предметом политической глобалистики?
  10. Что такое «глобальная политическая система»?
  11. Что входит в предметное поле политической глобалистики?
  12. Перечислите наиболее важные задачи политической глобалистики.
  13. Что составляет методологическую основу политического направления глобальных исследований?
  14. Каковы методологические принципы глобальных политических исследований (political global studies)?
  15. Назовите актуальные темы исследований в рамках политической глобалистики.

II. Глобальные политические процессы

  1. Приведите определение понятия «глобальные процессы». Объясните данное определение.
  2. Опишите классификацию глобальных процессов.
  3. Что такое «глобальные политические процессы»? В чем состоит различие между двумя определениями («глобальные процессы» и «глобальные политические процессы»?)
  4. В чем состоит двойственная природа глобальных политических процессов?
  5. Как вы понимаете фразу «глобальные политические процессы объективны по своей природе»? В чем проявляется данная объективность?
  6. В чем и как проявляются субъективные факторы, влияющие на глобальные политические процессы?
  7. Что означают ««локальные политические процессы»?
  8. В чем проявляется взаимосвязь глобальных и локальных глобальных политических процессов?
  9. Поясните термин «глокализация». Кто является автором данного термина? Когда и почему он появился?
  10. Перечислите наиболее важные задачи в области исследования глобальных политических процессов.
  11. Какова цель исследования глобальных политических процессов?
  12. Приведите примеры применения законов и принципов синергетики к комплексу глобальных политических проблем и глобальных процессов.

III. Глобальные политические проблемы

  1. Что такое «глобальные политические проблемы»?
  2. Когда впервые появились и стали проявлять себя глобальные политические проблемы?
  3. Каковы причины появления глобальных политических проблем?
  4. Какие проблемы можно отнести к разряду «глобальных политических проблем»?
  5. Каковы критерии глобальности политических проблем современности?
  6. Перечислите специфические характеристики глобальных политических проблем.
  7. Какой специфической особенностью обладают глобальные политические проблемы?
  8. Опишите существующие классификации глобальных проблем.
  9. Расскажите подробнее о какой-либо одной из классификации глобальных проблем, обоснуйте, почему именно она кажется вам более убедительной и точной.
  10. Выделите политическую составляющую глобальных проблем, приведенных в данной классификации.
  11. Что такое «глобализационные процессы»?
  12. Уточните определение политической глобалистики в контексте политических глобализационных процессов.
  13. Перечислите наиболее актуальные исследования в глобалистике, которые направлены на решение глобальных политических проблем.

Вопрос для обсуждения: какая, по Вашему мнению, глобальная политическая проблема является наиболее острой (опасной)?

 

Семинар 1. Категории глобального мира. Полюса и центры силы.
Вопросы:

  1. Понятие «полюс глобального мира». Виды полюсов глобального мира.
  2. Параметры экономического полюса глобального мира.
  3. Характеристики политического полюса глобального мира.
  4. Параметры военного полюса глобального мира.
  5. Характеристики цивилизационного полюса глобального мира.
  6. Понятие «центр силы» глобального мира, его параметры.
  7. Претенденты на центр силы современного мира, их примеры.
  8. Соотношение понятий «моноцентричный» и «полицентричный» мир, «многополярный» и «полицентричный» мир.
  9. Понятие, характеристики и параметры глобальной державы.
  10. Концепция региональной державы в зарубежной и российской политической глобалистике.

Задания и вопросы для обсуждения:

Выберите для более подробного изучения одну из стран современного мира.

Выявите наличие или отсутствие в данной стране признаков экономического, политического, военного полюса.

Определите её место в иерархии глобального мира.

Семинар 2. Глобальный мир XXI-ого века: архитектура, структура и статусная иерархия.

Вопросы:

  1. Основные аспекты глобализации. Характерные черты политического аспекта глобализации.
  2. Тенденции формирования геополитического пространства глобального мира.
  3. Новые характеристики геополитического пространства глобального мира.
  4. Иерархия политических субъектов глобального мира. Каркас и архитектура глобального мира.
  5. Новая форма структурации территориально-политического пространства глобального мира.
  6. Понятия «региональная система» и «региональный лидер», их параметры.

Задания и вопросы для обсуждения:

Найдите и опишите возможные сценарии будущего развития глобального мира. Выберите один из них, на ваш взгляд, наиболее вероятный. Обоснуйте, почему вы считаете именно его наиболее вероятным.

Составьте собственный прогноз развития глобального мира в XXI –м веке.

Семинар 3. Модели глобального мира. Прогноз конфигурации глобального мира.

Вопросы:

  1. Прогнозы будущей конфигурации глобального мира. Соотношение понятий «многополярная» конфигурация и «полицентричная».
  2. Понятие «иерархический уровень глобального мира». Существующие иерархические уровни в современном глобальном мире.
  3. Феномен рыночной конкуренции в политической сфере глобального мира. Концепция маятниковой цикличности развития.
  4. Идея цикличной смены моделей глобального мира. Возможные циклы развития системы глобального мира.
  5. Гипотетические модели глобального мира. Возможные варианты развития системы глобального мира и её ведущих глобальных акторов.

Задания и вопросы для обсуждения:

Каким мир является сегодня: однополярным, биполярным, многополярным? Обоснуйте свой ответ.

 Наблюдаются ли сегодня симптомы кризиса США как глобального лидера? Если да, то какие?

Какая модель глобального мира, по вашему мнению, является более устойчивой: однополярная, биполярная или многополярная? Обоснуйте свой вывод.

Семинар 4. Тенденции развития глобализационных политических процессов.

Вопросы:

  1. Политическая глобализация: сущность и определение.
  2. Причины глобализационных политических процессов.
  3. Тенденции развития глобализационных политических процессов:
  • «глобальные состояния»,
  • новая структура глобального мира,
  • изменение геополитического ландшафта,
  • США как центр силы глобального мира,
  • десуверенизация Европы,
  • поляризация модернизационных и геополитических стратегий,
  • неустойчивость глобального мира,
  • повышенная конфликтность,
  • неэффективность международных структур,
  • трудности формирования глобального управления,
  • новая блоковость. Эпоха новых коалиций,
  • геополитический плюрализм.
  • конфликт между национальным государством и глобализацией,
  • проблема реализации национальных интересов в глобальном мире,
  • востребованность и конкурентоспособность авторитарных государств,
  • изменение роли периферии глобального мира, «незападное» лицо глобализации,
  • превращение уммы в коллективного глобального актора.

Семинар 6. Глобальная регионализация в контексте политической глобалистики.

Вопросы:

  1. Термин «регион» в контексте глобальной регионализации. Регионообразующие факторы.
  2. Понятие «глобальная регионализация», её причины.
  3. Понятие «макрорегион» его специфические черты.
  4. Понятие «глобальный регионализм». Соотношение понятий «глобальная регионализация» и «глобальный регионализм».
  5. Характерные черты и проявления глобальной регионализации.
  6. Соотношение глобализации и глобальной регионализации.
  7. Основные теории и модели интеграции и создание региональных систем глобального мира.
  8. Создание региональных систем в современном глобальном мире.
  9. Причины, тормозящие создание интеграционного сообщества и региональной системы.

Задания и вопросы для обсуждения:

Сравните понятия «региональная система» и «региональная подсистема» с точки зрения теории международных отношений и с позиций политической глобалистики.

Приведите примеры наиболее успешных интеграционных объединений.

 

Семинар 7. Политические аспекты социокультурной глобализации.

Вопросы:

Что такое социокультурная глобализация?

Последствия социокультурной глобализации.

Цивилизационная матрица.

Цивилизационные алгоритмы. Группы цивилизационных алгоритмов.

Социокультурная стабильность. Факторы, от которых она зависит.

Цивилизационный код. Роль цивилизационных кодов.

Культурные (цивилизационные коды) российской и западной цивилизации.

The alien culture: понятие, сущность.

Цивилизационные барьеры. Цивилизационные фильтры. Примеры их функционирования.

Условие сохранения  социокультурной стабильности и поддержания цивилизационных алгоритмов.

Интерпретация и адаптация достижений чужеродной культуры.

Проблема эффективного синтеза культур в глобальном мире.

Стратегическая цель развития страны в условиях социокультурной глобализации. Выводы.

Задания и вопросы для обсуждения:

            Оцените возможные последствия имплантации в культуру традиционного общества элементов западной культуры: положительные и отрицательные последствия.

            Возможен ли полноценный синтез культуры традиционного и западного общества. Оцените его вероятные последствия.

Семинар 8. ШОС как возможные претендент на центры силы глобального мира.

Вопросы:

  1. История возникновения ШОС, этапы её формирования, структура и устав организации.
  2. Цели и задачи организации, саммиты ШОС.
  3. Проблемы и трудности её деятельности
  4. Перспективы, потенциал, стратегические цели и тактические задачи дальнейшего развития ШОС.
  5. Проблема расширения ШОС. Статус ШОС в глобальном мире. Потенциал влияния ШОС.
  6. Уникальность формата ШОС. Оптимизация деятельности. Философия партнерства.

Задания и вопросы для обсуждения:

Оцените перспективы и шансы превращения ШОС в глобального актора и инструмента построения многополярного мира.

Обсудите возможные последствия для России и глобального мира расширения состава ШОС.

Семинар 8. БРИКС как возможный претендент на центр силы глобального мира.

Вопросы:

История создания БРИКС. Место БРИКС в системе МО.

Ресурсы влияния. Факторы влияния (демографические ресурсы, ядерные державы, разделение труда, потенциал экономического роста и др.)

Цели и интересы стран БРИКС: общие цели и разные интересы.

Проблемы и трудности роста. Проблемы, которые мешают БРИКС претендовать на статус центра силы.

БРИКС – неинституциональная структура глобального управления

Уникальность формата БРИКС. Понятие «внеамериканская зона взаимодействия».

Полиалог, понятие, сущность, значение. БРИКС и проект «Global Non-West».

Задания и вопросы для обсуждения:

Оцените перспективы и шансы превращения БРИКС в глобального актора и инструмента построения многополярного мира.

Обсудите возможные последствия для России и глобального мира расширения состава ШОС.

Семинар 9. АТР как претендент на центр силы.

Вопросы:

  1. Структура АТР, бицентричность и очаговый характер интеграционных процессов.
  2. Специфические черты АТР как геополитического региона.
  3. Характеристики АТР как экономического, политического и военного полюса.
  4. Факторы и специфика интеграционных процессов в АТР.
  5. Перспективы формирования АТР как центра силы глобального мира.

Задания и вопросы для обсуждения:

            Определите статус Азиатско-Тихоокеанского региона в глобальном мире.

Оцените перспективы формирования АТР как центра силы глобального мира. Обоснуйте свою позицию конкретными примерами.

Семинар 10. ЕС: проблемы и перспективы интеграции.

  1. Европейский союз в системе глобальной иерархии.

Характерные черты ЕС как экономического полюса глобального мира. Экономическими достижениями Европейского союза. Факторы, которые ослабляют параметры ЕС как экономического полюса.

  1. ЕС как военный полюс. Военная составляющая европейского интеграционного союза.
  2. ЕС: параметры политического полюса. Условия становления ЕС как политического полюса.
  3. Факторы, которые ослабляют параметры ЕС как политического полюса. Отношения Европейского союза с США.
  4. Статус ЕС в глобальном мире. Возможные сценарии развития отношений между Россией-США-ЕС.
  5. Расширение ЕС: геополитические цели, трудности и перспективы.
  6. Этапы присоединения страны к ЕС. Страны-кандидаты на присоединение к ЕС.

Задания и вопросы для обсуждения:

Докажите, что ЕС является цивилизационным полюсом.

Оцените шансы стран-кандидатов на присоединение к ЕС.

Семинар 11. Глобальная стратегия НАТО в 21 веке.

  1. Военный аспект глобализации, три направления развития.
  2. История создания НАТО. Отличительная черта эволюции НАТО после окончания холодной войны.
  3. Стратегическая концепция НАТО 1991 года: цели и задачи. Военно-политическая трансформация НАТО в 1990-ых гг.
  4. Стратегическая концепция НАТО 1999 г. Выход Альянса за рамки региональной организации.
  5. Стратегическая концепция НАТО 2010 г.
  6. Роль Североатлантического альянса в глобальном мире, миссия за пределами блока, расширение сфер его деятельности и ответственности.
  7. Глобальная трансформация НАТО. Новые направления глобальной стратегии.

Дискуссии в НАТО между «глобалистами» и «традиционалистами». Сущность и   направления глобальной трансформации НАТО в XXI веке.

  1. Многосторонние партнерские программы, контроль за глобальными коммуникациями и энергетическими ресурсами; расширение деятельности за пределами Европы.

Задание 1-ого семестра: проект-экспертиза «Проблемное поле региона».

Справка.

Проблемное поле.

 

Под проблемным полем следует понимать такое состояние отдельной сферы социальной практики, которое не соответствует ее функциональным потребностям оптимального развития, наличие противоречии между реальными и предназначенными социальными функциями этой сферы и их содержанием. Источником появления любого проблемного поля является неудовлетворенная актуализированная общественная потребность. 

Наличие таких проблемных полей и ситуаций и стремление к их разрешению обеспечивает повышение динамики общественной активности, нарастанию эмоционального фона и социальной напряженности, что превращает их в точки особого интереса при проведении избирательной кампании, в точки возможной бифуркации.

В качестве проблемного поля могут выступать замедление развития сферы социальной практики, или отклонение от пути развития, оптимального для включенных в нее социальных объектов; различные конфликтные ситуации (экономические, социальные, бытовые), которые требуют разрешения.

Проблемные поля можно классифицировать в зависимости от их уровня, направления и интенсивности.

В зависимости от уровня  выделяют:

- глобальные, корректировка которых весьма условно находятся в ведении региональных властей. К числу таких проблемных полей можно отнести, например, массовую невыплату зарплат и пенсий, войну в Чечне и др.;

- мезоуровня, решение которых практически полностью находится в компетенции региональных властей, но требует при этом значительных усилий и навыков управления. К таким полям можно отнести обеспечение развития социальной сферы в регионе (здравоохранение, образование), различные ситуации, связанные с промышленными предприятиями (приватизация) и созданием рабочих мест и др.;

- локальные, решение которых целиком и полностью зависит от региональных властей (например, помощь конкретному детскому дому, помощь обществу инвалидов и т.д.).

В зависимости от направления, (т.е. связи с различными сферами общественной жизни) выделяют следующие сферы:

- сфера материального производства, призванная удовлетворять потребности людей в материальных благах;

- духовная сфера, удовлетворяющая потребности социума в духовных ценностях;

- сфера воспроизводства социума, в которой обеспечивается воспитание и передача накопленных знаний от поколения к поколению;

- сфера общественного управления, где удовлетворяются потребности в согласовании деятельности людей и поддержания общественного порядка;

- сфера коммуникации, предназначенная для получения и обмена информацией.

В зависимости от интенсивности проблемные поля могут быть хроническими (например, слабая система образования или социальной защиты) или острыми (невыплата зарплаты и голод, остановка градообразующих предприятий, пожары и др.)

Далеко не все проблемные поля могут быть выявлены в ходе первичной диагностики. Скорее всего, это будут глобальные поля, или поля мезоуровня. Но многие локальные поля, особенно острые, часто выявляются именно в ходе основного этапа, в результате организации обратной связи.

БАКАЛАВРЫ 3 курс. Задания курса "Мягкая сила" как инструмент внешней политики

Практические задания:

  1. Методика и практика подготовки пресс-конференции.
  2. Методика и практика подготовки пресс-релиза.
  3. Компаративный анализ инструментов и коэффициентов мягкой силы России и изучаемой страны.
  4. Анализ динамики «мягкой силы» изучаемой страны.
  5. Методика и практика подготовки публичной речи на тему: «Мягкая сила» изучаемой страны».
  6. Методика и практика подготовки публичной речи на тему: «Стереотипы восприятия «мягкой силы» изучаемой страны».
  7. Методика и практика подготовки официального поздравления с национальным праздником изучаемой страны.
  8. Стереотипы восприятия «мягкой силы» изучаемой страны.

Зачетный проект: Анализ алгоритма «цветной революции» (в стране по выбору).